Биография Гастона Леру
(1868-1927) Необычность автора подтверждает даже сам факт его рождения – Гастон Леру родился, когда его родители направлялись в Нормандию. Роды пришлось принять в первом попавшемся им на пути в доме. Впоследствии Гастон отыщет дом, где родился, и, увидев, что в нём располагается похоронное бюро, напишет: «Я искал начало, а нашёл гробы».
Годы детства Леру связаны с крохотной нормандской деревенькой Сент-Валери-он-Ко. Ещё в начальной школе, он проявлял себя как самый талантливый ученик. С подростковых лет Леру пишет первые произведения в стихах и прозу, в которой отчётливо сказалось влияние законодателей французского романа, Александра Дюма и Виктора Гюго. По настоянию отца, после окончания Кайенского колледжа, Леру отправляется в Париж для изучения юридического дела. Учёбу Гастон активно совмещает с творчеством, его работы в прозе выходят в журнале «Левый берег». Внимание общественности Леру привлекает после написания и публикации сонета, посвящённого популярной в то время театральной актрисе.
В 1889 году, когда Леру получает диплом и право на деятельность юриста, умирает его отец. Сын получает наследство в миллион франков, которого, впрочем, ему хватает лишь на пару месяцев шикарной жизни. Истратив все деньги, Леру устраивается на работу в журнал «Эхо Парижа» в качестве театрального обозревателя и репортёра. После нескольких лет работы, Леру переходит в еженедельник «Матэн» и в качестве специализации выбирает уже криминальную и судебную хронику. Начало своей работы в «Матэн» он знаменует шокирующим интервью с заключённым Огюстом Вайланом – известнейшим анархистом. В дальнейшем, в качестве репортёра, Леру путешествует по всей Европе, Азии и Африки, неоднократно посещает Россию, становится очевидцем осады Порт-Артура в русско-японской войне.
В «Матэн» с 1903 года появляются и первые приключенческие романы автора. После феноменального успеха детектива «Тайна жёлтой комнаты», Гастон бросает журналистику ради реализации своего литературного таланта. Роман «Тайна жёлтой комнаты» предвосхищает дальнейшую традицию детективов об «убийстве в закрытой комнате». Впоследствии главный персонаж романа, Жозеф Рулетабий станет сквозным и будет действовать в последующих семи детективах Леру. В эти же годы автор пишет ряд произведений для театра.
В 1908 году Леру переезжает из Парижа в Ниццу, где активно занимается литературным творчеством, а затем в 1919 основывает собственную кинокомпанию, которую, однако, покидает, спустя три года, из-за прений с арт-директором. Выражение «пятая колонна», ставшее крылатым, принадлежит именно перу Леру, впервые оно упомянуто в его романе «Адская колонна».
Умер Гастон Леру 15 апреля 1927, его могила находится в Ницце, в замке Жеметари.
Леру можно назвать жанровым универсалистом, он пробовал себя в самых разных стилях и жанрах, многие его произведения незаслуженно преданы забвению в наши дни. Тем не менее, одно произведение принесло автору бессмертную славу – это, разумеется, «Призрак оперы», написанный Гастоном Леру в 1910 году. Для этого романа характерно хитросплетение мотивов сказки о красавице и чудовище, реальные исследования Леру подвалов Парижской Оперы, где в недалёком прошлом размещались тюремные казематы и странного падения массивной люстры во время представления в 1896 году. В романе Леру проявляет себя и как автор, и как репортёр, рассказывая о событиях с журналистской объективностью и беспристрастностью, что помогло создать ощущение абсолютной реальности. Произведение многократно было экранизировано и в различном виде поставлено на сцене, немало серьёзных научных исследований посвящены и самому роману, и особенностям его сюжета. А сама история о Призраке Оперы – Эрике – давно уже стала одной из первой в списке парижских легенд.